Переход на главную

Формирование здоровьесозидающей среды образовательного учреждения в рамках экспериментальной деятельности

Худотеплая С.Н., заместитель директора по учебной работе МБОУ «Ярская СОШ Новооскольского района Белгородской области» http://www.uchiteloshkole.ru

Одной из главных задач школы является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся. Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни. Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни. [4] Н. Н. Куинджи дает следующие определения данных показателей: уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека. Качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельностью удовлетворения человеческих потребностей.[2]. Оба эти показателя образа жизни человека зависят от материально-экономических условий жизни общества и каждой семьи. Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности.

Из вышесказанного следует, что универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни школьников [2]. Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья [1]. МОУ «Ярская СОШ» считает актуальным данный вопрос, поэтому с 2010/11 учебного года образовательное учреждение включилось в реализацию трехлетнего муниципального системного эксперимента по теме «Система здоровьесозидающей деятельности общеобразовательного учреждения в целостном образовательном процессе» под руководством кандидата педагогических наук Щербининой В.М. Мероприятия в рамках конструктивного этапа эксперимента включили: анализ педагогической теории и практики по проблеме исследования; сбор и систематизацию информации о состоянии здоровья педагогов и обучающихся, анализ образовательной ситуации, выделение «проблемных полей», обоснование ведущих направлений развития системы здоровьесозидающей деятельности, определение внешних связей и здоровьесозидающего потенциала микросоциальной среды.

Следующий шаг эксперимента – формирующий этап. В школе реализуются целевые подпрограммы школьной программы «Здоровье»: программа волонтерской деятельности «Доброе сердце», программа подросткового клуба здорового образа жизни «Ориентир» «МЫ за здоровый образ жизни», программа профилактики зависимости от психоактивных веществ «Детство без наркотиков, алкоголя и табака». Обновляются все компоненты образовательной системы школы в соответствии с валеологическими принцами (сохранения, укрепления и формирования здорового и безопасного образа жизни, принципом здоровьецентризма). Например, интегрированный компонент по здоровьесбережению, предназначенный для включения в календарно-тематическое планирование рабочих программ учителей. Тематика и содержание компонента разработаны творческой группой школы на конструктивном этапе, в этот же период конце учебного года некоторые учителя апробировали уроки, содержащие интегрированный компонент по разработанной программе. На следующий учебный год в рамках реализации формирующего этапа компонент внедрен в реализацию всеми учителями школы. Педагоги включают в содержательную часть урока вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Это демонстрация примеров; формирование отношения к человеку и его здоровью как ценности; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения и т.д.

Нововведением в валеологическую систему нашей школы является изучение на второй ступени обучения учебного курса «Экология человека» Федоровой М.В., Кучменко В.С., Лукиной Т.П., М.: Вентана-Граф; в 9 классе – элективного курса «Математика, здоровье и красота» по программе Легович М.В. Данные курсы способствуют формированию у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширению знаний и навыков по гигиенической культуре.

Неотъемлемой частью реализации эксперимента на формирующем этапе является отслеживание промежуточных результатов. Например, решение проблемы несоответствия веса ранцев учащихся. Первичный мониторинг веса ранцев учащихся на соответствие гигиеническим требования выявил достаточно высокий процент ранцев, не соответствующих норме СанПиН. Выявлены проблемы: увеличение количества учебных дисциплин, большая вариативность учебников и учебных пособий. Учащиеся начальной школы и среднего звена носят в портфелях много лишнего: игрушки, книги для внеклассного чтения. В связи с этим были введены меры, которые позволили улучшить положение выявленной проблемы: системный контроль со стороны классных руководителей, родителей за весом ранцев учащихся; данный вопрос был рассмотрен на родительском собрании, были даны рекомендации по выбору ранцев учащихся, контролю их веса. Повторный мониторинг веса ранцев подтверждает эффективность применяемых мер.

Решение проблемы снижения зрения учащихся позволяют отследить результаты медицинского осмотра. Педагоги нашей школы разработали педагогические меры по оказанию коррекционной помощи индивидуально каждому учащемуся с помощью формирования «карт рассадки учащихся в классе». Целью применения «карт рассадки» являются: выполнение индивидуальных программ реабилитации по состоянию зрения, предупреждения и профилактики снижения зрения, а также искривления осанки учащихся во время учебных занятий.

Карта отражает размещение учащихся за партами в классе. Рассадка осуществляется классным руководителем в начале учебного года и корректируется в течение каждой учебной четверти на основании результатов медицинского осмотра учащихся и рекомендаций индивидуальных программ реабилитации. Заполняется классными руководителями и предназначается для использования учителями-предметниками в рамках предметно-кабинетной системы (когда учащиеся для занятий переходят в предметные кабинеты). Для удобства применения в классах парты пронумерованы. Нумерация мест осуществляется справа – налево, фамилии и имена прописаны в карты, выделены фамилии детей, которые проходят программу индивидуальной реабилитации. Карты представляют собой следующий документ:

Карта рассадки учащихся 1 класса I четверть ___учебного года:

Парта № 3Парта № 2Парта № 1
1.ФИ учащего1.ФИ учащего1.ФИ учащего
2.ФИ учащего2.ФИ учащего2.ФИ учащего

Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной. С позиции здоровьесбережения на уроках учителей нашей школы стали приоритетным следующие аспекты: гигиенические условия в классе: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий. Число видов учебной деятельности, используемых учителем. Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению. Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами [3]. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Эффективным методом является периодическая смена поз (перевод детей из позы сидя в позу стоя). Педагоги используют два варианта практического решения методики динамических поз по В.Ф.Базарному. Первый из них не требует каких–либо специальных технических решений или материальных затрат. Второй - настольные конторки [5]. В свой методический арсенал учителя включили упражнения и игры, способствующие одновременной работе и развитию двух полушарий головного мозга, например, всем знакомое упражнение "Ухо-нос": левой рукой беремся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук.

Промежуточные исследования о наличии мотивации учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу динамично повышаются, а это свидетельствует о позитивном воздействии школы на их здоровье. К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь.

Реализация эксперимента продиктовала активизацию работы и физкультурно-оздоровительного направления. В режим дня, кроме традиционных мероприятий, включили нововведения: нетрадиционные формы проведения динамических пауз на свежем воздухе или в форме дискотек; конкурсы, конференции, защита социальных проектов по профилактике вредных привычек; проветривание кабинетов по графику, соответствующему нормам СанПин; оформление уголков здоровья в каждом классном кабинете; реализация общешкольного конкурса «Самый здоровый класс», результаты которого подводятся по итогам учебных четвертей и освещаются в школьных СМИ и на сайте школы.

Школьный мониторинг показывает эффективные результаты проделанной работы. Экспериментальная деятельность в школе продолжается. Наш педагогический коллектив уверен, что целенаправленная работа приведет к достижению планируемых результатов, и мы построим в школе целостную здоровьесозидающую систему, снизятся школьные факторы риска для здоровья учащихся, повысится уровень культуры здоровья школьников.

Список литературы:


  1. Зайцев, Н. К., Колбанов, В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.
  2. Куинджи, Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. 139с.
  3. Мазурова, Е. А. Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений. Барнаул 2007.
  4. Торохова, Е. И. Валеология: Словарь. М.: Флинта: Наука. 1999. 248с
  5. Сайт В.Ф. Базарного http://www.pomochnik-vsem.ru/

"Учитель о школе" - сайт учителя русского языка и литературы Худотеплой Светланы Николаевны E-mail: khudoteplaya@yandex.ru
Система Orphus